КРЕДИТЫ УКРАИНЫ
Глaвнaя прoблeмa укрaинскoгo гoсупрaвлeния – род (человеческий, кoтoрыe приxoдят нa рукoвoдящиe дoлжнoсти, вooбщe нe пoнимaют, кaк рaбoтaют гoсудaрствeнныe службы в цивилизoвaннoм гoсудaрствe.
Зaтo oни oчeнь xoрoшo пoнимaют:
— кaк oни рaбoтaли в сoвeтскoй кoмaнднo-aдминистрaтивнoй (я нaчaльник, твоя милость дурaк) мoдeли;
— кaк oни рaбoтaют в пoстсoвeтскoй кoррупциoннoй (я нaчaльник, твоя милость дурaк, я oбo всeм дoгoвoрился, выпoлняй) мoдeли.
Другиe сxeмы им тяжeлo дaжe нe внeдрить, a пoмыслить. Oни иx считaют выдумкoй. Мoл, нa сaмoм дeлe всe сии зaпaдныe бoнзы из Вeликoгo Буржуинствa пeрeд нaми пoнты гoняют, a нa сaмoм дeлe у ниx тo жe, чтo и у нaс. Начинай, мoжeт, нeмнoгo тoньшe.
Это далеко не так – во всяком случае, века с девятнадцатого. Так уже не убедишь.
Мы бессчетно писали о проблемах Нацбанка, и на в таком случае были причины. Из сильного звена украинского государства, с структуры, с кровью и болью, но весь же переделанной по цивилизованным стандартам, некто стал слабым звеном. Из простого советского желания президента произвести НБУ чуть более управляемым (я а президент!) и не выслушивать от его главы вежливые отказы для предложение допечатать денег (не дундук какой-нибудь!) выросли кадровые замены, а с кадровых замен – кризис во взаимоотношениях с цивилизованным сообща и невозможность перезанять, чтобы закрыть чудовищную дыру в бюджете.
Же бывают проблемы тактические – например, негде взять денег конкретно сейчас, а бывают проблемы стратегические – другой раз у тебя весь национальный регулятор становится неэффективным. У нас грядут обе.
Вина первой – саму замену руководства Нацбанка Международный валютный фонд и мир восприняли давлением на него, а отговорки «ты да я сейчас полностью заменим руководство сверху независимое от нас» – очень смешными.
Рычаг второй – новое руководство в лице команды Кирилла Актау начало наводить очень старые порядки.
В первую хронология, это касается реструктуризации самого бикс. Было пять заместителей главы НБУ – осталось двуха. Плюс глава госрегулятора перевел цифра департаментов в свое прямое подчинение. Где бы горизонтальной структуры выстраивается вертикальная, идеже все упирается в вожака. Причем бездна чего упирается в него непосредственно, ровно в старые недобрые годы.
Чем сие плохо?
Тем, что даже (не то намерения его были исключительно благи – каста схема вряд ли будет мучиться.
В свое время Петр Алексеевич Порошенко, суще президентом, перестарался, замыкая на себя ряд вертикалей назначениями лиц одиночно лояльных, но безинициативных. Идея была в томик, чтобы держать эти направления по-под личным контролем – руководители органов руководящие круги должны были не формировать политики, а отправлять.
В сферах, касающихся национальной безопасности, сие полностью соответствовало Конституции, но противоречило биологии человека. Особа не в состоянии делать десять дел синхронно, поэтому отдельные направления у пятого президента в итоге провисли простой потому, что на них отнюдь не хватало его личного времени и внимания. Неприхотливый пример – Министерство информационной политики.
Как раз это, только в еще более гротескной пропорции, есть глава Нацбанка Кирилл Шевченко, иным часом замкнул на себя ряд департаментов. Сие делалось в рамках ослабления влияния старой команды НБУ – порция этих департаментов прямо отбиралась у Катерины Рожковой – видишь только по итогам в его подчинении оказалось 15 структурных подразделений.
Сие уже рискует снизить качество управления точно по чисто медицинским причинам.
Хуже того, была изменена фрейм принятия решений. С таким подчинением обычная программа работы НБУ, в которой основное семинар любой инициативы происходило в рамках профильных комитетов и предшествующих им рабочих встреч, обязательно изменится на упрощенную, когда ото департаментов в ряде случаев готовые решения будут в затруднительное положение) прямо на стол главе.
Нате первый взгляд, кажется, что сие хорошо: так же проще! В реальности каста схема была придумана и тщательно внедрена, в часть числе, под надзором западных партнеров, не кто иной для того, чтобы любая осложнение была рассмотрена целым рядом профильных специалистов с разных сторон, а постановление принималось действительно по результатам экспертного обсуждения, а неважный (=маловажный) личного выбора одного руководителя.
(не то вам интереснее подробнее – вот в этой лекции Вотан из авторов внутренней реформы регулятора, замглавы НБУ Славуня Рашкован, поясняет, что именно и леший) было сделано, чтобы сделать Нацбанк и цивилизованнее, и эффективнее.
Таким образом, диатриба уже не о личностях, и не о противостоянии условного Актау с условной командой Смолия-Рожковой. Диатриба о том, как работает институция – одна изо немногих институций в стране, которая в последние годы признаться была независимым регулятором европейского образца. И данный) момент делает шаг назад к арбузовщине – если только не к совку.
Надо понимать, ровно все эти изменения коррупциогенны. Каждое изо них и затрудняет работу регулятора, и помогает утилизировать его, скажем так, не бери благо – если будет на в таком случае воля руководства, нынешнего или будущего. И сейчас то, что Кирилл Шевченко и его одиннадцать надежд выстраивают такую схему, по понятным причинам никому безграмотный нравится.
Ведь единственной причиной, кой (ляд нужно отматывать назад реформу НБУ, является большое непреодолимое вернуться к коррупционным практикам. Именно вот п в последнее время о Кирилле Шевченко кончено чаще пишут «не смог добиваться доверие МВФ». Очень сложно занять доверие МВФ, если ты своими руками возвращаешь в Нацбанк практики «единоличного управления», которые и были прекращены по мнению рекомендациям МВФ. Прекращены, чтобы в НБУ перестали бондить.
Все вышеописанное малозаметно «простому человеку». Хотя в том же МВФ сидят (страсть непростые люди – люди, которые помогали выстраивать эту систему. И иджма о поддержке Украине принимается, в том числе, исходя изо того, не были ли их активность последних лет помножены на пятая спица в колеснице.
Все материалы автора
Если Вас заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.