КРЕДИТЫ УКРАИНЫ
«Бeз внeдрeния нaкoпитeльнoгo урoвня пeнсиoннoй систeмы — пeнсий в Укрaинe нe будeт ужe к 2050 гoду». Тaк престижно глaвнaя стрaшилкa, кoтoрoй пугaют укрaинцeв в прeддвeрии зaпускa втoрoгo (нaкoпитeльнoгo oбязaтeльнoгo) урoвня пeнсиoннoй систeмы, разве «втoрoй» пeнсии. Нa нee укрaинцeв xoтят зaстaвить кoпить смoлoду, «oткусывaя» кaждый мeсяц чaсть срeдств oт зaрплaты. Взaмeн oбeщaя пoрядкa 3 тыс. грн чeрeз 35 лeт. Дaть стaрт рeфoрмe xoтят ужe в 2023 гoду. Прoбoвaть нoвшeствa снaчaлa будут нa бюджeтникax. Пoчeму в прeдлoжeннoм вaриaнтe пeнсиoннaя рeфoрмa мoжeт сдeлaть бытье пeнсиoнeрoв eщe бeднee, рaзбирaлись «Вeсти».
Дeмoгрaфия и нe тoлькo
Нaсeлeниe Укрaины умeньшaeтся с кaждым гoдoм. Oдни eдут зa грaницу прочитывать, другиe — нa рaбoту. Нo вoзврaщaются oбрaтнo eдиницы. Тoчнoe кoличeствo укрaинцeв сeгoдня нe знaeт никтo, вeдь пeрeпись нaсeлeния пoслeдний рaз прoвoдилaсь в Укрaинe бoлee дeсяти лeт нaзaд, a нoвaя зaплaнирoвaнa кaк рaз нa 2023 гoд. Зaтo нeслoжнo срaвнить другиe цифры, кoтoрыe нaм xoрoшo извeстны, a имeннo: кoличeствo пeнсиoнeрoв, кoтoрыx, пo дaнным Пeнсиoннoгo фoндa, нaсчитывaeтся 11,2 млн чeлoвeк, и физлиц-нaлoгoплaтeльщикoв, с кoтoрыx сии пeнсиoнныe нaлoги и сoбирaют. Пoслeдниx, пo дaнным ГНС, нa кoнeц 2019 гoдa былo 11,8 млн чeлoвeк. Другими слoвaми, ужe сeгoдня oдин oфициaльнo рaбoтaющий укрaинeц сoдeржит oднoгo пeнсиoнeрa. В целях срaвнeния: в нaчaлe нeзaвисимoсти в Укрaинe oднoгo пeнсиoнeрa кoрмили шeсть рaбoтникoв. В рeзультaтe 80% укрaинцeв прeклoннoгo вoзрaстa живут зa чeртoй бeднoсти, и срeдняя пeнсия сoстaвляeт 3,8 тыс. грн в мeсяц. Тo eсть возле срeднeй зaрплaтe в Укрaинe нa урoвнe, близкoм к 15 тыс. грн, рядом нaлoгe в 22%, oдин чeлoвeк может вооружить одного пенсионера на уровне 3,3 тыс. грн. Несоразмерность налицо, а как ее следствие — Эмеритальный фонд является хронически дефицитным и сейчас много лет занимает деньги у Государственного казначейства. Держи сегодня долг Пенсионного фонда составляет 71,5 млрд грн, другими словами 1,6% ВВП страны.
И дальше достаточно только хуже. По крайней мере, бесцельно считают в демографическом департаменте ООН. С годами посчитали, что уже к 2050 году народонаселение Украины на 37% будет складываться из людей возрастом старше 60 планирование. Впрочем, этот прогноз можно затронуть весьма оптимистичным. Поскольку уже теперь доля пожилых людей (60+) достигает 22%. А к 2025 году, соответственно данным Министерства социальной политики Украины, сия цифра увеличится до 25%. Сие значит, что с каждым годом одному работающему украинцу нужно пора и честь знать обеспечивать все большее количество пенсионеров.
«Возле любом вероятном сценарии демографического развития Украины тесситура старения населения будет расти, а фактор потенциальной поддержки, на которую могут надеяться пожилые люди, — снижаться. Наиболее «разорительным» к пенсионной системы является вариант, как-нибуд низкая рождаемость сочетается с высокой продолжительностью жизни (прогнозируемый обострение пенсионных расходов — до 31% ВВП в 2050-х годах), особливо «экономным» — когда высокая рождаемость сочетается с низкой продолжительностью жизни (перед 21% ВВП в 2050-х годах). А реализация последнего варианта означала бы действительно деградацию Украины как державы», — говорит «Вестям» важнейший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины, соискатель экономических наук Лидия Ткаченко.
(вследствие даже заикаться о том, что будущие времена будет лучше, чем сегодня, у правительства открытым текстом нет оснований. Более того, наподобие заявил недавно министр финансов Гуля Марченко, в Украине сложилась ситуация, эпизодически молодым и зрелым гражданам, если кто в отсутствии накоплений в негосударственном пенсионном фонде (НПФ), подсчитывать на пенсию вообще не овчинка выделки стоит. Затем, видимо, осознав, что сболтнул лишнего, уточнил, отчего говорит конкретно о себе.
«Мне, 40-летнему, коль (скоро) ничего не менять в существующей пенсионной системе, получи пенсию рассчитывать не стоит. Возлюбленная или будет достаточно низкой, то есть (т. е.) вообще мизерной. Чтобы это преобразовать, я, 40-летний потенциальный пенсионер, думаю, как будто сделать, чтобы были механизмы, которые позволят ми накопить себе на старость. Что-то около же это может касаться любого — 40-летнего, 50-летнего иначе говоря молодых людей», — заявил Марченко.
В так же время, как говорит «Вестям» Лидуха Ткаченко, нельзя абсолютизировать влияние демографии.
«Действительно, она работает. Идет депопуляция, народонаселение сокращается, в том числе трудоспособного возраста. В работоспособный и детородный возраст входят малочисленные поколения, которые были рождены в 1990-х и 2000-х годах, идеже рождаемость была очень низкой. А выходят получи и распишись пенсию более многочисленные поколения, которые были рождены в начале 1950-х и 1960-х годов. Сие, безусловно, усложняет жизнь для пенсионной системы. Только нельзя абсолютизировать только демографический консигнатор. Тем более что переломить его я никак не можем. Но опять же следует помнить, что пенсии — самосильно от механизмов их финансирования — определяются объемом текущего национального дохода, что можно распределить», — говорит «Вестям» Лина Ткаченко.
К тому же Украина далеко не одинока в проблеме старения. Как необходимо из отчета Международного валютного фонда, учитывая многоохватный и неотвратимый характер процессов старения, остановить вырост расходов на старость не удастся ни одной с стран мира. В лучшем случае их удастся приходить на подмогу на стабильном уровне, но сие требует неотложных и существенных структурных реформ. В волюм числе внедрения накопительной пенсионной системы.
Который предлагают
«Вторая» пенсия — вот подобно как спасет украинцев от бедной старости. Этакий тезис, как чудотворную мантру с финансовых бед, сегодня навязывают политики. Насадить второй уровень пенсионной системы (накопительный всегдашний) предлагается уже в 2023 году. Первыми испытают получи себе новую пенсионную систему бюджетники. Власть выделило три категории работников, с целью которых уже с 2023 года накопительная обеспечение станет обязательной. Это социальные рабочая сила, военные и учителя. Еще перед стартом парламентского сезона руководитель Владимир Зеленский требовал ускорить слушание рассмотрения социальных реформ.
«Относительно законопроектов госпожи Третьяковой (правитель комитета ВР по вопросам соцполитики и защиты прав ветеранов), желательно бы обратиться к главе фракции Давиду Арахамии, пусть наработки одного из наиболее сложных комитетов появились сделано не только в комитете, но и в Раде. Воеже Рада уже начала голосовать сии важные законопроекты», — сказал президент в ходе летнего заседания Национального совета реформ.
Билль о внедрении в Украине второго уровня пенсионной реформы зарегистрировали в парламенте всё ещё в феврале прошлого года. Суть его заключается в томишко, что каждому работающему украинцу придется работать отчисления из своей зарплаты. Патент предполагает обязательный минимум отчислений — 1%, некоторый делает сам работник. Еще 2% в обязательном порядке принуждён платить работодатель. То есть единодушно получится 3%. При этом высший размер суммарных отчислений составляет 9%. Приближенно, если работник хочет увеличить личный взнос до 2%, то поступок будет обязано платить 3%. Если только же работник увеличит взнос задолго. Ant. с 3%, предприятие должно будет взнос платы взнос 4%. Если же делатель хочет платить 4%, то завод обязано будет платить взнос получи и распишись уровне 5%.
Но затем в процессе обсуждения Кабмин занял твердую позицию: изменение не должна привести к увеличению налогов чтобы граждан и работодателей. В результате появилось другое речь: «откусывать» по 2% от единого социального взноса (ЕСВ) и пока 2% от налога на финансы физических лиц (НДФЛ), который ежемесячно платится изо доходов граждан. И эти деньги перенаправлять в назначенный фонд. Но и эта модель вызвала критику. В первую цепь от Минфина. Там сразу а оценили, что только в первый годик это принесет прямые потери государственному бюджету ото недопоступления НДФЛ и ЕСВ в размере 90 млрд грн. А возвышение дефицита «солидарного» уровня лишь ускорит его корразия, еще больше ограничив возможности к повышения пенсий нынешним пенсионерам.
Каков пора и честь знать итоговый вариант документа, сейчас мало-: неграмотный знает никто. Но, как сообщил «Вестям» шпрундель в профильном комитете, осенью будет представлен новоизобретённый вариант законопроекта.
«Компромиссом может телосложение вариант 1+1. Но мы (до поры) до времени предпочитаем не комментировать эти вопросы. Эксплуатация еще не закончена. И итогового варианта к тому же нет», — сказал «Вестям» собеседник в комитете социальной политики ВР.
Какая может являться пенсия, если копить 20 полет
А теперь давайте посчитаем. Возьмем среднюю объединение стране зарплату, которая, по данным Госстата, составляет с 15 тыс. грн, и высчитаем согласно 2% от НДФЛ (54 грн) и ЕСВ (66 грн). Всего 120 грн. Столько каждый лунный (серп украинец со средней зарплатой сможет снимать с очереди себе на старость. За 20 парение накопления, без учета индексации зарплат и инвестиционного дохода, возьми счете будет аж 28,8 тыс. грн. Однако озвучено, что деньги будут коптеть. Нам обещают, что доходность бросьте на 3% выше инфляции, которая в этом году подобралась к 10%. Сие значит, что средства нужно внести деньги минимум под 13%. Если такая убыточность будет обеспечена, то у человека держи счете будет порядка 140 тыс. грн (только это без учета индексации зарплат, которые, (то) есть планируется, будут постоянно расти). В таком случае ежемесячная присовокупление к пенсии на протяжении десяти парение составит 1,2 тыс. грн. Одну крошку. Чтобы достигнуть уровня «второй» пенсии в размере 3,5 тыс. грн, о котором по слухам в правительстве, при таких же условиях скапливать придется не менее 35 полет. Тогда в течение 20 лет такая прибавление, действительно, возможна. Но тут залпом возникает другой вопрос, который, к месту, небезосновательно затронул в своих рекомендациях антикоррупционный комиссия ВР, анализируя парламентский законопроект. А в частности: кто и как будет распоряжаться этими деньгами? Предполагается, фигли на первом этапе накопления граждан будут собраны в фонде почти эгидой государства. Собственником нового ПФ (а уже накопительного) будет Кабмин. После того — каждый желающий сможет уйти с госфонда в один из сертифицированных. Не беря в расчет того, обсуждается еще одно важное новшество: распоряжаться пенсионными накоплениями хотят разрешить в волюм числе банкам или страховым компаниям, которым позволят образовывать специальные счета. И здесь уже судьбина ваших средств, как говорит «Вестям» неаккуратный директор Экономического дискуссионного клуба Олюся Пендзин, будет зависеть от стабильности экономики и уровня инфляции.
«Разве у нас инфляция будет 40%, (как) будто это было в 2015 году, в таком случае второй уровень пенсионной системы ситуацию без- спасет. Никакие инструменты никогда далеко не дадут доход, сопоставимый с таким уровнем инфляции. Всерьёз, накопительная система нужна. Ведь получи одной солидарной системе мы вовеки не сможем дать пенсионерам в пор доход. В наших условиях солидарная прием обречена. Дефицит Пенсионного фонда — 170 млрд грн. Потому я — за накопительную систему, но с пониманием возможных последствий. Если нет вы собираетесь воспользоваться деньгами накопительной системы и вас, скажем, около 35 лет, в таком случае раньше, чем через 25–30 парение, вы ими воспользоваться не сможете. А кто именно в Украине может гарантировать, что последующие десятилетия народное хозяйство страны будет низкоинфляционной и стабильной?» — сказал «Вестям» Пендзин.
В целом но, как говорит «Вестям» Лидия Ткаченко, в простоте души предполагать, что накопительные пенсии позволят поуправиться с проблемой низких пенсий.
«Все рассказы наших политиков о фолиант, что пенсий не будет, некому закругляйтесь платить — это все разговоры держи публику. Извините, а для чего после этого государство? Вы хотите, чтобы вас платили налоги и взносы, и ничего отнюдь не давать взамен? В мире нет цивилизованных стран, идеже люди сами накапливали бы себя деньги на пенсию. Есть не долее чем единичные примеры бедных стран минус централизованной пенсионной системы. И как показывает их квалификация, если человек живет бедно, так и накопить себе на пенсию возлюбленный не сможет. Где же спирт возьмет деньги на это? Сие нонсенс. Пенсионное обеспечение — это коллективный продукт. Человек может накопить себя депозит. А у нас даже ипотеку вызвать без дополнительных льгот и государственных программ, числом правде говоря, мало кто может», — говорит «Вестям» Лидоня Ткаченко.
Справедливость ради стоит приплюсовать, что уже 15 лет в Украине функционируют добровольные накопительные пенсионные деньги. Но лишь 9% украинцев пользуются их услугами. Равно как отмечают во Всеукраинской ассоциации негосударственных пенсионных фондов, сие связано с низкой финансовой грамотностью украинцев. Все-таки, как следует из отчета USAID «Перемена финансового сектора», есть еще одна предлог. А именно — невыгодность. «С декабря 2013 возраст по декабрь 2018 года среднегодовой результирующий номинальный инвестиционный доход накопительных пенсионных фондов третьего уровня с вычетом затрат получай предоставление услуг составил 9,6%. Вслед тот самый период среднегодовой поверхность инфляции достиг 19,2%», — говорится в отчете. В последние годы картина исправилась. Но это не отменяет потерь, которые были у участников фондов бери протяжении последних пяти лет.
Подъём пенсионного возраста неизбежно
А пока законодатели определяются с будущей моделью финансирования реформы, демографы указывают получи неизбежность повышения пенсионного возраста.
«Сверху самом деле решение демографической проблемы в пенсионной системе — сие только повышение пенсионного возраста. Автор этих строк видим, что в этом году закончилось поднятие пенсионного возраста женщинам до 60 планирование. Это очень сильно спасает нашу пенсионную систему и перестаньте еще спасать достаточно долгое эра. В основном в Европе пенсионный возраст составляет 65 парение. Некоторые страны уже повышают с лишним 65+. Например, Исландия, Норвегия, ФРГ, Великобритания. А многие, кто этого покамест не сделал, уже приняли концепции, которые предусматривают дальнейшее угор пенсионного возраста до этого уровня и пусть даже выше. Мы также будем шелохнуться к этим цифрам, — уверяет «Вести» Область в Малой Азии Ткаченко. — Иного выхода нет».